Оценка материальных и нематериальных активов

Общая оценка бизнеса складывается из стоимости материальных и нематериальных активов компании.

При оценке материальных активов компании учитывают:

  • Денежные средства, счета дебиторов, ценные бумаги, доходы и расходы будущих периодов,
  • Здания, транспорт, долгосрочные финансовые вложения, оргтехника, мебель.

Оценка материальных активов производится различными методами:

  • Рыночный метод (Сравнительный подход) — по анализу подобных сделок на рынке.
  • Восстановительный метод (Затратные подход) — бизнес оценивается в ту сумму, во сколько обошлось бы развитие аналогичного дела «с нуля».
  • Доходный метод (Доходный подход)— по предполагаемому доходу за некоторый период.

Оценка материальных активов производится путем расчета стоимости с использованием, как правило, нескольких методов, чтобы получить максимально достоверный результат по оценке бизнеса.

Оценка стоимости нематериальных активов включает в себя:

  • Оценку товарного знака;
  • Оценку гудвила (деловой репутации);
  • Оценку интеллектуальной собственности (авторских прав, патентов, сертификатов, лицензий, «ноу хау», технической документации и программного обеспечения).

Значительным объемом нематериальных активов обладают, как правило, высокотехнологичные предприятия. Знание их реальной стоимости и умелое их использование способны значительно укрепить позиции компании на рынке.