Оценка бизнеса и предприятий

Оценка бизнеса – процедура расчета рыночной стоимости приносящих прибыль бизнеса или предприятия, или доли в них.

Ключевым моментом при оценке бизнеса является именно извлечение прибыли, при этом материальные активы служат этому лишь как инструменты.

При оценке бизнеса проводится детальный анализ его эффективности путем выполнения следующих шагов:

  • Оценка контрольного, или мажоритарного пакета акций предприятия, в результате которой формируется возможно более полное представление в целом о стоимости бизнеса или стоимости наиболее крупного пакета акций предприятия;
  • Оценка миноритарного пакета акций, в ходе которой оценивается одна акция миноритарного пакета;
  • Оценка активов – зданий, сооружений, сетей, земельных участков, оборудования, транспорта – то есть имущественного комплекса предприятия в целом. Одновременно анализируются финансовые потоки предприятия;
  • Оценка котирующихся на рынке акций предприятия.

Оценка бизнеса может проводиться с различными целями. Возможно, есть необходимость в повышении эффективности управления производством, разработке бизнес-плана, предстоит реструктуризация предприятия или его частичная или полная продажа (покупка). Оценка бизнеса нужна и в случае выхода из дела одного или нескольких партнеров, при выкупе акций у акционеров и т.д.

Различают три варианта подхода к оценке бизнеса: доходный, сравнительный и затратный.

    • При доходном подходе оценка бизнеса или его части осуществляется путем расчета текущей стоимости предполагаемой прибыли. Стоимость бизнеса тем выше, чем больше доход. Доходный подход оперирует методами капитализации и дисконтирования потоков.